Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Array
(
    [ID] => 50114
    [~ID] => 50114
    [NAME] => В НИЖНЕВАРТОВСКОМ РАЙОНЕ РЕАЛИЗУЮТ ИНИЦИАТИВЫ ЖИТЕЛЕЙ
    [~NAME] => В НИЖНЕВАРТОВСКОМ РАЙОНЕ РЕАЛИЗУЮТ ИНИЦИАТИВЫ ЖИТЕЛЕЙ
    [IBLOCK_ID] => 40
    [~IBLOCK_ID] => 40
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 494
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 494
    [DETAIL_TEXT] => Планомерная работа администрации Нижневартовского района по повышению открытости информации о формировании и исполнении бюджета привела к созданию устойчивых целевых аудиторий, заинтересованных в получении данной информации. Однако большинство жителей района по-прежнему не проявляют интереса и не принимают участия в планировании и исполнении главного финансового документа муниципального образования.
Это говорит о том, что открытость бюджетной информации является необходимым, но недостаточным условием для ее понимания гражданами. Обилие публикуемых цифр не дает возможности оценить, каких результатов достигают органы власти при расходовании бюджетных средств, как могут меняться бюджетные параметры и насколько эффективно тратятся средства налогоплательщиков. Изменить ситуацию можно путем вовлечения граждан в бюджетный процесс.
Сегодня органы государственной власти и органы местного самоуправления для повышения открытости своей деятельности внедряют различные практики, направленные на участие граждан в реальных бюджетных процессах. Например, администрация Нижневартовского района уже третий год при формировании бюджета совместно жителями района определяет приоритетные направления развития, которые получают наибольшее финансирование. Также жителям района предлагают вносить предложения и выступать с инициативами по улучшению качества жизни в каждом населенном пункте района. Ежегодно растет интерес жителей к данному процессу. Так, по сравнению с 2015 годом, в 2016 году количество жителей, принявших участие в опросе по выбору приоритетных направлений развития района, выросло в 3 раза.
Кроме того, для информирования жителей о формировании главного финансового документа проводятся публичные слушания, бюджет обсуждают и на сходах граждан, в трудовых коллективах и на общественных советах. Подробная информация о бюджете размещена на официальном сайте администрации района в разделе «Бюджет для граждан».
Участие жителей в бюджетном процессе обеспечивает самое эффективное расходование бюджетных средств. Инициативное бюджетирование – это конструктивное вовлечение граждан в бюджетный процесс, грамотная трактовка ими информации о структуре бюджетных расходов и выдвижение обоснованных инициатив о направлении бюджетных средств на выполнение первоочередных задач. В некоторых случаях не исключается привлечение минимальных средств граждан на осуществление этих задач.
Для определения инициативного бюджетирования существуют несколько критериев это:
1.Обсуждение бюджетных вопросов, в частности, обсуждение того, на что деньги потратить;
2. Участие представителей власти;
3. Регулярность процесса реализации, то есть механизм реализуется из года в год;
4. Обязательное публичное обсуждение;
5. Отчетность.
В настоящее время инициативное бюджетирование реализуется почти в половине субъектов России и их количество постоянно увеличивается.
Участниками инициативного бюджетирования могут быть как граждане, так и специальная комиссия выбранная голосованием или жребием из числа граждан.
На первом этапе внедрения данной практики в муниципалитетах разрабатываются программы, готовятся нормативные документы, формулируются правила реализации проектов. На следующем этапе организуются собрания населения, где граждане выдвигают свои идеи по поводу бюджета. Консультанты организуют эти обсуждения так, чтобы каждый мог быть услышан. Важно, чтобы все люди были вовлечены в процесс. После того, как идеи сформулированы, они оцениваются с точки зрения того, насколько это реализуемо, соответствует ли критериям программы, входит ли в сферу полномочий муниципальной власти. Из получившегося списка граждане выбирают самые приоритетные. Там же, на собраниях, определяется процент софинансирования от населения, сколько они вложат в проект. Размер софинансирования является одним из критериев того, какие проекты выиграют. И это важно еще и потому, что у населения включается хозяйское отношение. Граждане охотнее контролируют бюджетные расходы и заботятся о том, в создании чего сами поучаствовали, особенно если вложили свои 100 или 500 рублей. На следующем этапе инициативные группы при поддержке консультантов готовят заявки. Идее придают документальную форму. Затем проводится конкурс на основании определенных критериев. Победившие проекты реализуются.
По опыту участников, осуществляющих практику инициативного бюджетирования, можно выделить ряд положительных моментов от ее внедрения, таких как:
- повышение качества жизни населения
Если в каком то населенном пункте существуют проблемы, то решение хотя бы одной из них при реальном вовлечении граждан сразу же повышает качество жизни;
- общественный контроль на всех этапах;
- формирование социального капитала
Люди начинают общаться, знакомятся с соседями, обсуждают вопросы, это укрепляет добрососедские отношения. Нередки случаи, когда граждане своими силами решают выявленную проблему.
- минимизация иждивенческих настроений
Когда граждане вовлекаются в решение муниципальных проблем, если они вносят свой рубль, это меняет характер взаимоотношений и степень ответственности, включается партнерская логика.
- повышение доверия к власти
Граждане реально видят, что их мнением интересуются, потом видят, что объект построен, что деньги потрачены прозрачно — доверие закономерно вырастет.
Желание обустроить общественное пространство велико, но люди не могут самостоятельно организоваться, найти достаточно средств для реализации своих идей. Именно на решение данных проблем и обращены программы партиципаторного и экстра-бюджетирования (ПЭБ) «Народный бюджет», программы поддержки местных инициатив (ППМИ), реализуемые в российских регионах и получившие общее название «Инициативное бюджетирование». Всех их объединяет вовлеченность граждан в реализацию проектов, направленных на решение задач местного значения. В одном случае это выбор приоритетов расходования бюджетных средств, в другом — софинансирование населением, бизнесом, местным и региональным бюджетом работ по реализации всенародно отобранных проектов.
С помощью инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность. Инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д. Обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом (до 30%) отобранных для реализации проектов. Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохранностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности. В целом же практика ПЭБ позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств.
[~DETAIL_TEXT] => Планомерная работа администрации Нижневартовского района по повышению открытости информации о формировании и исполнении бюджета привела к созданию устойчивых целевых аудиторий, заинтересованных в получении данной информации. Однако большинство жителей района по-прежнему не проявляют интереса и не принимают участия в планировании и исполнении главного финансового документа муниципального образования. Это говорит о том, что открытость бюджетной информации является необходимым, но недостаточным условием для ее понимания гражданами. Обилие публикуемых цифр не дает возможности оценить, каких результатов достигают органы власти при расходовании бюджетных средств, как могут меняться бюджетные параметры и насколько эффективно тратятся средства налогоплательщиков. Изменить ситуацию можно путем вовлечения граждан в бюджетный процесс. Сегодня органы государственной власти и органы местного самоуправления для повышения открытости своей деятельности внедряют различные практики, направленные на участие граждан в реальных бюджетных процессах. Например, администрация Нижневартовского района уже третий год при формировании бюджета совместно жителями района определяет приоритетные направления развития, которые получают наибольшее финансирование. Также жителям района предлагают вносить предложения и выступать с инициативами по улучшению качества жизни в каждом населенном пункте района. Ежегодно растет интерес жителей к данному процессу. Так, по сравнению с 2015 годом, в 2016 году количество жителей, принявших участие в опросе по выбору приоритетных направлений развития района, выросло в 3 раза. Кроме того, для информирования жителей о формировании главного финансового документа проводятся публичные слушания, бюджет обсуждают и на сходах граждан, в трудовых коллективах и на общественных советах. Подробная информация о бюджете размещена на официальном сайте администрации района в разделе «Бюджет для граждан». Участие жителей в бюджетном процессе обеспечивает самое эффективное расходование бюджетных средств. Инициативное бюджетирование – это конструктивное вовлечение граждан в бюджетный процесс, грамотная трактовка ими информации о структуре бюджетных расходов и выдвижение обоснованных инициатив о направлении бюджетных средств на выполнение первоочередных задач. В некоторых случаях не исключается привлечение минимальных средств граждан на осуществление этих задач. Для определения инициативного бюджетирования существуют несколько критериев это: 1.Обсуждение бюджетных вопросов, в частности, обсуждение того, на что деньги потратить; 2. Участие представителей власти; 3. Регулярность процесса реализации, то есть механизм реализуется из года в год; 4. Обязательное публичное обсуждение; 5. Отчетность. В настоящее время инициативное бюджетирование реализуется почти в половине субъектов России и их количество постоянно увеличивается. Участниками инициативного бюджетирования могут быть как граждане, так и специальная комиссия выбранная голосованием или жребием из числа граждан. На первом этапе внедрения данной практики в муниципалитетах разрабатываются программы, готовятся нормативные документы, формулируются правила реализации проектов. На следующем этапе организуются собрания населения, где граждане выдвигают свои идеи по поводу бюджета. Консультанты организуют эти обсуждения так, чтобы каждый мог быть услышан. Важно, чтобы все люди были вовлечены в процесс. После того, как идеи сформулированы, они оцениваются с точки зрения того, насколько это реализуемо, соответствует ли критериям программы, входит ли в сферу полномочий муниципальной власти. Из получившегося списка граждане выбирают самые приоритетные. Там же, на собраниях, определяется процент софинансирования от населения, сколько они вложат в проект. Размер софинансирования является одним из критериев того, какие проекты выиграют. И это важно еще и потому, что у населения включается хозяйское отношение. Граждане охотнее контролируют бюджетные расходы и заботятся о том, в создании чего сами поучаствовали, особенно если вложили свои 100 или 500 рублей. На следующем этапе инициативные группы при поддержке консультантов готовят заявки. Идее придают документальную форму. Затем проводится конкурс на основании определенных критериев. Победившие проекты реализуются. По опыту участников, осуществляющих практику инициативного бюджетирования, можно выделить ряд положительных моментов от ее внедрения, таких как: - повышение качества жизни населения Если в каком то населенном пункте существуют проблемы, то решение хотя бы одной из них при реальном вовлечении граждан сразу же повышает качество жизни; - общественный контроль на всех этапах; - формирование социального капитала Люди начинают общаться, знакомятся с соседями, обсуждают вопросы, это укрепляет добрососедские отношения. Нередки случаи, когда граждане своими силами решают выявленную проблему. - минимизация иждивенческих настроений Когда граждане вовлекаются в решение муниципальных проблем, если они вносят свой рубль, это меняет характер взаимоотношений и степень ответственности, включается партнерская логика. - повышение доверия к власти Граждане реально видят, что их мнением интересуются, потом видят, что объект построен, что деньги потрачены прозрачно — доверие закономерно вырастет. Желание обустроить общественное пространство велико, но люди не могут самостоятельно организоваться, найти достаточно средств для реализации своих идей. Именно на решение данных проблем и обращены программы партиципаторного и экстра-бюджетирования (ПЭБ) «Народный бюджет», программы поддержки местных инициатив (ППМИ), реализуемые в российских регионах и получившие общее название «Инициативное бюджетирование». Всех их объединяет вовлеченность граждан в реализацию проектов, направленных на решение задач местного значения. В одном случае это выбор приоритетов расходования бюджетных средств, в другом — софинансирование населением, бизнесом, местным и региональным бюджетом работ по реализации всенародно отобранных проектов. С помощью инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность. Инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д. Обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом (до 30%) отобранных для реализации проектов. Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохранностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности. В целом же практика ПЭБ позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств. [DETAIL_TEXT_TYPE] => text [~DETAIL_TEXT_TYPE] => text [PREVIEW_TEXT] => Планомерная работа администрации Нижневартовского района по повышению открытости информации о формировании и исполнении бюджета привела к созданию устойчивых целевых аудиторий, [~PREVIEW_TEXT] => Планомерная работа администрации Нижневартовского района по повышению открытости информации о формировании и исполнении бюджета привела к созданию устойчивых целевых аудиторий, [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 19.06.2017 09:51:46 [~TIMESTAMP_X] => 19.06.2017 09:51:46 [ACTIVE_FROM] => 19.06.2017 [~ACTIVE_FROM] => 19.06.2017 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/detail.php?ID=50114 [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/detail.php?ID=50114 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 50114 [~EXTERNAL_ID] => 50114 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 19.06.2017 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => В НИЖНЕВАРТОВСКОМ РАЙОНЕ РЕАЛИЗУЮТ ИНИЦИАТИВЫ ЖИТЕЛЕЙ ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [poselenie] => Array ( [ID] => 113 [TIMESTAMP_X] => 2014-01-30 15:02:19 [IBLOCK_ID] => 40 [NAME] => Поселение [ACTIVE] => Y [SORT] => 20 [CODE] => poselenie [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Поселение [~DEFAULT_VALUE] => ) [ACTUAL] => Array ( [ID] => 110 [TIMESTAMP_X] => 2014-01-30 15:02:19 [IBLOCK_ID] => 40 [NAME] => Актуально [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ACTUAL [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Актуально [~DEFAULT_VALUE] => ) [NO_SNOW] => Array ( [ID] => 158 [TIMESTAMP_X] => 2013-03-12 13:42:02 [IBLOCK_ID] => 40 [NAME] => Не показывать на главной [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NO_SNOW [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не показывать на главной [~DEFAULT_VALUE] => ) [FILES_DOC] => Array ( [ID] => 190 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-14 11:29:32 [IBLOCK_ID] => 40 [NAME] => Документ [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => FILES_DOC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => Y [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Документ [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO] => Array ( [ID] => 192 [TIMESTAMP_X] => 2015-03-02 14:26:01 [IBLOCK_ID] => 40 [NAME] => Фотогалерея [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => Y [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Фотогалерея [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 40 [~ID] => 40 [TIMESTAMP_X] => 03.12.2017 17:14:33 [~TIMESTAMP_X] => 03.12.2017 17:14:33 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Новости сайта [~NAME] => Новости сайта [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 20 [~SORT] => 20 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/detail.php?ID=#ID# [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/detail.php?ID=#ID# [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/?SECTION=#ID# [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/?SECTION=#ID# [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => 4 [~XML_ID] => 4 [TMP_ID] => 5846e13b97dc90371733d0f88e412d4f [~TMP_ID] => 5846e13b97dc90371733d0f88e412d4f [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => E [~RIGHTS_MODE] => E [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости [ELEMENT_NAME] => Элемент [~ELEMENT_NAME] => Элемент [SECTION_PROPERTY] => [~SECTION_PROPERTY] => [PROPERTY_INDEX] => [~PROPERTY_INDEX] => [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => 4 [~EXTERNAL_ID] => 4 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => nvraion.ru [~SERVER_NAME] => nvraion.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 494 [~ID] => 494 [CODE] => [~CODE] => [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 40 [~IBLOCK_ID] => 40 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Новости района [~NAME] => Новости района [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /news/?SECTION=494 [~SECTION_PAGE_URL] => /news/?SECTION=494 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 4 [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Новости района ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/?SECTION=494 [META_TAGS] => Array ( [BROWSER_TITLE] => В НИЖНЕВАРТОВСКОМ РАЙОНЕ РЕАЛИЗУЮТ ИНИЦИАТИВЫ ЖИТЕЛЕЙ [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) )
19.06.2017

В НИЖНЕВАРТОВСКОМ РАЙОНЕ РЕАЛИЗУЮТ ИНИЦИАТИВЫ ЖИТЕЛЕЙ

Планомерная работа администрации Нижневартовского района по повышению открытости информации о формировании и исполнении бюджета привела к созданию устойчивых целевых аудиторий, заинтересованных в получении данной информации. Однако большинство жителей района по-прежнему не проявляют интереса и не принимают участия в планировании и исполнении главного финансового документа муниципального образования.
Это говорит о том, что открытость бюджетной информации является необходимым, но недостаточным условием для ее понимания гражданами. Обилие публикуемых цифр не дает возможности оценить, каких результатов достигают органы власти при расходовании бюджетных средств, как могут меняться бюджетные параметры и насколько эффективно тратятся средства налогоплательщиков. Изменить ситуацию можно путем вовлечения граждан в бюджетный процесс.
Сегодня органы государственной власти и органы местного самоуправления для повышения открытости своей деятельности внедряют различные практики, направленные на участие граждан в реальных бюджетных процессах. Например, администрация Нижневартовского района уже третий год при формировании бюджета совместно жителями района определяет приоритетные направления развития, которые получают наибольшее финансирование. Также жителям района предлагают вносить предложения и выступать с инициативами по улучшению качества жизни в каждом населенном пункте района. Ежегодно растет интерес жителей к данному процессу. Так, по сравнению с 2015 годом, в 2016 году количество жителей, принявших участие в опросе по выбору приоритетных направлений развития района, выросло в 3 раза.
Кроме того, для информирования жителей о формировании главного финансового документа проводятся публичные слушания, бюджет обсуждают и на сходах граждан, в трудовых коллективах и на общественных советах. Подробная информация о бюджете размещена на официальном сайте администрации района в разделе «Бюджет для граждан».
Участие жителей в бюджетном процессе обеспечивает самое эффективное расходование бюджетных средств. Инициативное бюджетирование – это конструктивное вовлечение граждан в бюджетный процесс, грамотная трактовка ими информации о структуре бюджетных расходов и выдвижение обоснованных инициатив о направлении бюджетных средств на выполнение первоочередных задач. В некоторых случаях не исключается привлечение минимальных средств граждан на осуществление этих задач.
Для определения инициативного бюджетирования существуют несколько критериев это:
1.Обсуждение бюджетных вопросов, в частности, обсуждение того, на что деньги потратить;
2. Участие представителей власти;
3. Регулярность процесса реализации, то есть механизм реализуется из года в год;
4. Обязательное публичное обсуждение;
5. Отчетность.
В настоящее время инициативное бюджетирование реализуется почти в половине субъектов России и их количество постоянно увеличивается.
Участниками инициативного бюджетирования могут быть как граждане, так и специальная комиссия выбранная голосованием или жребием из числа граждан.
На первом этапе внедрения данной практики в муниципалитетах разрабатываются программы, готовятся нормативные документы, формулируются правила реализации проектов. На следующем этапе организуются собрания населения, где граждане выдвигают свои идеи по поводу бюджета. Консультанты организуют эти обсуждения так, чтобы каждый мог быть услышан. Важно, чтобы все люди были вовлечены в процесс. После того, как идеи сформулированы, они оцениваются с точки зрения того, насколько это реализуемо, соответствует ли критериям программы, входит ли в сферу полномочий муниципальной власти. Из получившегося списка граждане выбирают самые приоритетные. Там же, на собраниях, определяется процент софинансирования от населения, сколько они вложат в проект. Размер софинансирования является одним из критериев того, какие проекты выиграют. И это важно еще и потому, что у населения включается хозяйское отношение. Граждане охотнее контролируют бюджетные расходы и заботятся о том, в создании чего сами поучаствовали, особенно если вложили свои 100 или 500 рублей. На следующем этапе инициативные группы при поддержке консультантов готовят заявки. Идее придают документальную форму. Затем проводится конкурс на основании определенных критериев. Победившие проекты реализуются.
По опыту участников, осуществляющих практику инициативного бюджетирования, можно выделить ряд положительных моментов от ее внедрения, таких как:
- повышение качества жизни населения
Если в каком то населенном пункте существуют проблемы, то решение хотя бы одной из них при реальном вовлечении граждан сразу же повышает качество жизни;
- общественный контроль на всех этапах;
- формирование социального капитала
Люди начинают общаться, знакомятся с соседями, обсуждают вопросы, это укрепляет добрососедские отношения. Нередки случаи, когда граждане своими силами решают выявленную проблему.
- минимизация иждивенческих настроений
Когда граждане вовлекаются в решение муниципальных проблем, если они вносят свой рубль, это меняет характер взаимоотношений и степень ответственности, включается партнерская логика.
- повышение доверия к власти
Граждане реально видят, что их мнением интересуются, потом видят, что объект построен, что деньги потрачены прозрачно — доверие закономерно вырастет.
Желание обустроить общественное пространство велико, но люди не могут самостоятельно организоваться, найти достаточно средств для реализации своих идей. Именно на решение данных проблем и обращены программы партиципаторного и экстра-бюджетирования (ПЭБ) «Народный бюджет», программы поддержки местных инициатив (ППМИ), реализуемые в российских регионах и получившие общее название «Инициативное бюджетирование». Всех их объединяет вовлеченность граждан в реализацию проектов, направленных на решение задач местного значения. В одном случае это выбор приоритетов расходования бюджетных средств, в другом — софинансирование населением, бизнесом, местным и региональным бюджетом работ по реализации всенародно отобранных проектов.
С помощью инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность. Инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д. Обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом (до 30%) отобранных для реализации проектов. Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохранностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности. В целом же практика ПЭБ позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств.