Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Истоки

Нижневартовский район расположен на очень древних землях.

В 1478 году все северные новгородские владения, в том числе Югорская земля, вошли в состав единого русского государства.

19 февраля 1594 года царь Федор Иванович дает наказ воеводе князю Федору Петровичу Борятинскому и Владимиру Оничкову начать строительство Сургута. Там, где суждено было возникнуть городу Сургуту, простирались владения остяцкого князя Бардака. Столица княжества, городище Бардака, находилось в 30 верстах от Сургута, в том месте, где Обь впадает в Тром-Аган.

Воеводы, сломив сопротивление сургутских остяков, начали строительство города. Так в считанные недели вырос деревянный рубленный город.

К 1625 году в состав Сургутского уезда входило 16 волостей: Белогорская, Селияровская, Базионовская, Салымская, Большая и малая Юганские, Бардакова, две волости Лунпокольских, Ларьятская, Ваховская, Васьюганская, Аслымская, Караханская, Сымская, Тымская. Всего ясачных людей в Сургутском уезде насчитывалось 796 человек. Население, поживающее в бассейне рек Аган и Тром-Аган, объединялось в одну Бардакову волость. В Бардаковой волости числилось 89 плательщиков ясака.

Во второй половине XVIII века Бардакова волость распалась: население реки Аган было приписано к Аганской волости, а население реки Тром-Аган – к Тром-Аганской волости.          

В XVIII веке территория Сургутского уезда расширилась – в него входил бассейн Средней Оби с притоками Салым, Балык, Большой Юган, Пим, Тром-Аган, Вах. В уезде числилось 20 волостей, в том числе и Аганская. Сургутские ханты делились на две большие фратрии. Первая фратрия населяла бассейны рек Малый Юган, Пим, низовья Ваха и верховья Таза, вторая фратрия – бассейны рек Салым, Большой Юган, Аган, среднее течение Ваха и Таза, Оби.

Браки заключались между лицами, принадлежавших к разным фратриям. Члены одной фратрии считались близкими кровными родственниками.

До XIX века в переписных данных селения не указывались, в исповедальных росписях 1861 года представлены юрты Айпины и Лобановы. В составе волости было учтено 17 фамилий, самые многочисленные из них: Лейков – 31 человек, 7 хозяйств, Ляхтин – 20 человек, 4 хозяйства, Нахтин – 20 человек, 3 хозяйства, Тырлин – 19 человек, 2 хозяйства. Из семнадцати фамилий 7 отнесены к фратрии Мось, 10 – к фратрии – Пор.

По изданию «Волости и населенные места 1893 года» в Аганской волости зафиксировано 2 населенных пункта: юрты Аганские и Айпинские, в которых проживало 156 человек обоего пола. В полицейском списке населенных мест 1886 года в Аганской волости названо 11 селений: Тох-пугольские (Айпинские), Лейковы, Гольпа, Мух-Юрьевские, Мункур-рап (Ягран),Лаим-рап (Казымкиных), Суртурьевские, Вочеурьевские, Нах-еганские, Мохтыеганские, Синк-урьевские (Егор-ях), общая численность составляла 146 человек обоего пола. В конце XIX века на Агане проживали 194 человека ( 103 мужчин, 91 женщина). 

В 1900 году по реке Аган в 26 населенных пунктах проживал 41 хозяин, размещены они в 29 юртах. Всего имели 428 оленей, 57 собак, 40 неводов, 45 сетей. Бассейн реки Аган был обследован в феврале 1900 года, поэтому описываемые населенные пункты – зимние юрты.

В 1923 г. по реке Аган и его притокам перечислено 22 населенных пункта. В них проживало 254 человека, из них лица мужского пола – 131, лиц женского пола – 123. Женщины и мужчины считались с 14 летнего возраста, а дети – до 14 лет. В 1920 -1921 годах была эпидемия тифа и 30 процентов населения вымерло.

Первая экспедиция археологов в 1969 году обнаружила в окрестностях Соснового Бора, Корликов, Охтеурья, Чехломея и Большого Ларьяка поселения времен неолита и многочисленные орудия труда древнего человека, а в бассейнах рек Вах и Аган - древние городища. Археологические и этнографические экспедиции, работавшие на территории района в последние годы, доказали, что люди на территории центрального стойбища рода Айпиных жили еще во втором тысячелетия до нашей эры.

Еще в древние времена северные народы, населявшие берега Оби в среднем ее течении получили общее название обские угры. Они вели полукочевой образ жизни. Зимой жили в борах и пасли там оленей. Весной и осенью аборигены устанавливали свои чумы на берегах малых рек, на которых росла сочная трава, и меньше водилось гнуса, угнетавшего оленей. Круглый год занималось охотой и рыбной ловлей, основной пищи было мясо убитых животных и рыба. Одежду делали из звериных шкур и рыбьей кожи. Всю утварь мастерили из дерева, коры, кости, меха.

Изолированность от очагов европейской и восточной цивилизаций обеспечивала сохранение архаичной культуры, особенности которой определялись природно-климатическими условиями, типом хозяйственной деятельности сложившимся укладом жизни и традициями.

В отличие от многих культур, где человек - царь природы, у обских угров природа одухотворена и является субъектом взаимодействия. Отсюда и отношение ко всему, как к живому. Неприхотливые в быту, северные народы имели развитые формы духовной практики, которые по сей день до конца не исследованы. В обско-угорском фольклоре сохранились предания о людях, способных управлять стихиями - насылать на врагов ливень, град, буран. Шаманы, являясь посредниками между миром людей и миром духов, лечили болезни, гадатели могли предсказывать будущее. Мифология обских угров включала в себя представления о мире и человеке, об истории общества, философские знания.

Вера в духов являлась основой религиозных верований ханты и лесных ненцев. Поражает число духов и сложная картина их взаимоотношений. Били духи домашние, родовые, местные и всеобщие. Пантеон богов возглавлял Небесный отец - Торум.

Из животных самым большим почитанием пользовался медведь. Ему отводилось значительное место в мифологических представлениях, верованиях, обрядах и искусстве. Самым ярким проявлением его культа были обряды, называемые медвежьим праздником или медвежьими игрищами. В мифологических сюжетах священных песен, исполняемых на игрищах, наиболее полно представлена традиционная картина мира.