Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Выступления в СМИ

12.09.2017 ФИНАНСЫ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
СМИ:  Сайт nvraion.ru 12.09.2017
30.12.2008

Интервью для журнала «Регион 86»

Пережить трудности не теряя надежды

- Борис Александрович, с 1 января 2009 года вступает в действие в полном объеме федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Что нового появится в работе муниципальных образований в связи с этим?

Как сказать, новое… Собственно, новое – это то, к чему мы и готовились три года. С 2009 года будут расширены самостоятельно выполняемые полномочия поселений в районе, им будут переданы оставшиеся полномочия в сфере культуры и спорта. Для обеспечения исполнения новых полномочий поселениям будет передаваться соответствующее имущество, находившееся в ведении района. Практически это будет выглядеть так. ДЮСШ остаются в ведении района (у нас их две – в Новоаганске и Излучинске), а спортивные залы и сооружения, которые есть в поселениях, а так же дворцы и дома культуры с 1-го января перейдут в распоряжение поселений.

Еще к нововведениям можно причислить новую методику расчета финансов для поселений. Формирование межбюджетных отношений в 2008 году строилось через распределение средств из фонда финансовой поддержки поселений по единой методике, то есть на основе единых критериев оценки необходимых расходов. Теперь же мы переходим к новой методике расчета бюджета и распределения дотаций из районного фонда поддержки поселений, но она не обеспечивает в полном объеме расходные потребности бюджетов. Поэтому нам придется найти способы через иные межбюджетные трансферты предоставить поселениям из бюджета района дотации на выполнение полномочий.

- Что с Вашей точки зрения следовало бы изменить в системе межбюджетных отношений?

- Следует установить дополнительные дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты поселений на срок не менее трех лет, что в рамках среднесрочного планирования приобретает особую актуальность. Но не только это. Для реального самоуправления необходимо, чтобы поселения учились зарабатывать свои деньги сами – развивали экономику. Не вечно же сидеть на дотациях. Считаю необходимым разработать механизм, способствующий заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании налогового потенциала, при этом, не сокращая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. А вот когда уже будет результат такой политики в виде роста налогового потенциала, это позволит уменьшить дотации в бюджеты поселений.

- О проблеме формирования бюджета поселений говорят все. Как Вы считаете, как ее необходимо решать? Учиться зарабатывать деньги и развивать экономику с тем, чтобы расширять налоговую базу или государство должно принять волевое решение, оформленное законодательно, и оставлять поселениям больше денег?

- Я считаю, что многое зависит и от первого и от второго. И от налоговой политики государства многое зависит, и от обеспеченности поселений ресурсами. И не только финансовыми ресурсами, но и, например, кадрами.

- Что будет наиболее проблематичным для районных, поселковых муниципалитетов в 2009?

- Финансовый кризис, проблематичнее ничего не будет. Сейчас нас всех, все уровни власти объединяет эта проблема. Нехватка средств на исполнение собственных полномочий, взятых на себя обязательств. Кроме того, мы и до кризиса не все налоги собирали в полном объеме. Сбор налога на доходы физических лиц мы не выполняем еще с января 2008 года. От этого налога зависит 65 % бюджета, а мы не досчитываемся 120 млн. рублей – это больше чем 10 % от того, что предполагалось собрать. Но, тем не менее, мы должны сохранить все социальные гарантии населению. И мы их все сохраним, но, конечно, за счет сокращения расходов по другим статьям. За счет капитальных вложений, например. Но кроме тех расходов, которые заложены в любом бюджете, у нас предусмотрена еще и поддержка коренных малочисленных народов Севера. У нас в районе из 34 тысяч населения, 2300 человек – это коренные жители. У нас принята отдельная программа, в рамках которой мы вместе с предприятиями-недропользователями оказываем финансовую поддержку коренному населению: выделяем дотации оленеводам, приобретаем снегоходы, предоставляем ГСМ по льготным ценам и многое другое. Проводим мы и национальные праздники для поддержания интереса к традиционной культуре – День оленевода, Праздник осени, День прилета серой вороны и Праздник обласа. Уже более 30 лет мы их проводим.

Кроме программы поддержки народов Севера, у нас действует еще вторая программа –оказание материальной помощи людям старшего поколения. Действие этой программы распространяется примерно на 2700 жителей Нижневартовского района. В течение этого года мы уже произвели 6 выплат по этой программе, предоставили 30 путевок в санаторий. Также мы финансируем и все четыре национальных проекта. Все это несмотря на то, что основной налог мы не собираем в полном объеме с января 2008 года.

Еще надо отметить, что мы наращиваем ввод нового жилья – в прошлом году мы ввели около 13,5 тыс. кв.м., в этом году мы планируем ввести 15 тыс. В каждом поселении района в этом году состоялось новоселье. За счет средств местного бюджета мы ведем строительство амбулатории в Ваховске. Такой наказ давали мне жители во время выборов в 2006 году. За счет чего строим, если налог не собираем? Вот, за счет того, что более экономно относимся к имеющимся средствам и использовали переходящие остатки с прошлого года.

В следующем году мы, в первую очередь, должны сосредоточиться на сохранении социальных гарантий населению, чтобы смягчить для людей действие кризиса.

- Борис Александрович, как Вы считаете, задача преодоления кризиса может быть решена только на уровне федеральной власти или что-то можно предпринять и на уровне муниципального образования?

- Именно в такой чрезвычайной ситуации как экономический кризис очень важно принимать решения правильно и быстро их исполнять. У нас уже не будет времени исправлять ошибки, пробовать, «а как оно получится», и от принятия решения до его исполнения должно проходить очень короткое время. Конечно, за правильность принятых мер отвечает центр, но вот за скорость их реализации отвечают уже вместе центр и каждый субъект федерации с учетом своих особенностей.

Например, известно, что больше всего подвержены кризису энергоресурсные регионы, а Нижневартовский район является именно таким. Каждая третья тонна нефти, добытая в Югре, извлечена из недр земли Нижневартовского района. Поэтому мы исполняем меры, принятые федеральным центром, но кроме этого, зная специфику и особенности территории, работаем и по другим направлениям, вместе с нефтяниками. У меня рабочий день сегодня начался с того, что я переговорил по телефону со всеми руководителями нефтегазодобывающих предприятий района. Речь шла о занятости населения района на предприятиях нефтяников, недопустить сокращений.

Руководство ТНК-ВР сообщило, что они намерены сохранить кадры. Сегодня и так проблематично обеспечить производство квалифицированными кадрами. А впереди «планов громадье» по развитию отрасли. Государство только начало оказывать поддержку, изменили налогообложение низкодебитных скважин, начали стимулировать геологоразведку. Если сейчас разогнать коллективы, то потом как снова собрать этих людей? Поэтому предлагают людям работать сокращенный рабочий день, особенно инженерно-техническим сотрудникам. Конечно, если выбирать между увольнением и сокращенным рабочим днем, то здравомыслящий человек предпочтет второй вариант. Все же понимают, что кризис придуман не в Нижневартовском районе и не в Ханты-Мансийском округе, что надо пережить период спада, не теряя надежды.

Мы, конечно, не только с нефтяниками взаимодействуем. Кризис по всем бьет – по частным предпринимателям, по простым людям. Вот 26 ноября мы собрали всех предпринимателей района и договорились, что они не будут повышать цены на товары первой необходимости (молоко, колбаса, жиры и прочее), Теперь, когда я еду в тот или иной поселок, обязательно проверяю, держат ли они слово. Пока я вижу, что, действительно, предприниматели сказали – и сделали.

Предприниматели готовы идти нам навстречу, потому что мы идем навстречу им. Я со своей стороны еще в январе 2008 года предложил меры, которые были поддержаны предпринимателями, и вошли потом в районную программу поддержки малого и среднего бизнеса, утвержденную Думой, чтобы отменить арендную плату за те площади, на которых предприниматели занимаются производством. Например, в Ларьяке есть в муниципальной собственности пекарня, на которой работает частный предприниматель. Если мы будем брать с него арендную плату, то цена его продукции будет выше. Поэтому принятая мера выгодна и бизнесменам, и потребителям.

- Есть ли какие-то проблемы во взаимоотношениях районной администрации с другими уровнями власти?

- Я бы не сказал, что у нас есть проблемы во взаимоотношениях с округом. Есть определенные противоречия по направлениям – «округ-район», «район – поселение». Но это все решаемые проблемы, неразрешимые противоречия существуют только для тех руководителей, которые собственное «эго» ставят выше своей работы. У нас есть проблемы законодательного оформления разделения имущества при реализации 15 статьи 131-ФЗ. Не все имущество оформлено, как того требует законодательство, поэтому не на все имущество есть право собственности. Но это вопрос договоренности и времени, этот вопрос за полгода не решить.

Конечно же, определенную проблему представляет вопрос передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства. Но мы договорились со всеми главами, что система ЖКХ на 2009-11 годы останется по нашему обоюдному соглашению в управлении района.

Проблемы разделения имущества связаны большей частью с исполнением принятых законодательных мер. В своем первоначальном варианте 131-ФЗ очень категорично определял, какое конкретно имущество должно быть в собственности муниципальных образований разного уровня. Но за время переходного периода законодатели поменяли эту ситуацию.

Например, журналом «Глава администрации» был проведен круглый стол по разделению собственности между разными субъектами местного самоуправления. В результате этого обсуждения пришли к выводу, что власти на местах должны сами определять, что именно нужно. Как можно свести воедино, в одном законе, что необходимо иметь поселку в Рязанской области, что сибирской деревне, а что в нефтяном поселке или в национальном поселении? Каждая территория имеет свои особенности. Зачем, например, в Рязанской области снегоход? А у нас ханты как без снегохода проживут? Или без электростанции? Такая полемика привела к рациональному решению, к тому, что каждое поселение может само определять, что ему необходимо, но должно экономически обосновывать эту потребность. Это имущество должно быть востребовано, необходимо для исполнения полномочий.

- Как Вы думаете, по прошествии переходного периода можно утверждать, что местное самоуправление в России уже сложилось, заработало, стало реальностью?

- Проблема становления местного самоуправления состоит не только в нехватке финансов и менталитете, но и в том, что на протяжении всей истории современной России оно находится в постоянном движении и изменении. Каждые два-три года происходят кардинальные изменения на уровне федеральных законов. Наверное, уже должно наступить время некой стабильности в законодательной базе, должны быть определены основные требования к местному самоуправлению, сложившиеся механизмы должны заработать в полную силу. Вот когда законодательная база стабилизируется, когда 131-ФЗ будет действовать не 2-3 года, а лет 30, когда все мы будем знать, где наша ответственность, а где нет, тогда можно будет сказать, что система местного самоуправления встала на ноги, окрепла и стала реальным механизмом решения гражданами проблем организации своей жизни.


СМИ:  Сайт nvraion.ru 30.12.2008

Возврат к списку