Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Родной язык
О создании условий для сохранения традиционного образа жизни,
родного языка и традиционной культуры
В Нижневартовском районе создана система непрерывного обучения родному языку коренных малочисленных народов Севера на различных ступенях общего образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих на территории района.
С целью поддержки культуры коренных малочисленных народов Севера ежегодно проводятся районные национальные праздники: «Стойбище приглашает», Праздник охотников и оленеводов, «Прилет Вороны», Праздник обласа, Праздник Осени, фестиваль культуры коренных народов Севера «Россыпи Югры». Программы праздников включают в себя, в том числе выступления фольклорных национальных коллективов на родном языке, сценическое воплощение легенд, обрядов.
Учитывая специфику района, одной из приоритетных задач сферы образования также является сохранение этнокультурного компонента.
В образовательных учреждениях района в 2016/2017 учебном году обучается 3836 школьников, из них 507 (13,2%) обучающихся являются лицами коренных малочисленных народов Севера.
В 6 муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, созданы условия для изучения родных языков, литературы и культуры народов ханты, манси и ненцев (с. Корлики, с. Ларьяк, п. Аган, с. Охтеурье, д. Чехломей, с. Варьеган).
Обучающиеся в муниципальных образовательных учреждениях на уровнях начального общего и основного общего образования изучают родной язык в рамках учебного плана, внеурочной деятельности, дополнительное образование детей, взаимодействие с центром национальных промыслов и ремесел, музеями (Музей-мастерская «Вертэ Кат» с. Корлики, «Этнографический парк-музей с. Варьёган»).
В школьных программах по родному языку (в Корликах, Ларьяке, Варьегане) предусмотрены часы проведения языковой практики для погружения детей в языковую среду с приглашением представителей языковой культуры, что способствует усвоению полученного материала и сохранению национального языка. Проведение языковой практики осуществляется во взаимодействии с сельскими библиотеками, музеями, что способствует активному приобщению к национально-культурному наследию коренных народов Севера, совершенствованию навыков разговорной речи.
В рамках учебного плана за счёт часов школьного компонента кроме предметов родной язык, литература, реализуются предметы, отражающие специфику региона. Это история, экология и география Ханты-Мансийского автономного округа, культура народов Севера, искусство и культура родного края, интегрированные программы (с включением этнокультурного компонента) по технологии, изобразительному искусству, физической культуре («Национальные виды спорта»).
Приобщение детей к изучению родного языка и культуры начинается с дошкольного возраста. Воспитанники дошкольных групп в рамках дополнительного образования знакомятся с народными сказками о родном языке, проводится языковая практика при реализации программ декоративно-прикладной и этноэкологической направленностей.
В образовательных учреждениях Нижневартовского района работает 7 учителей родного языка.
С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность с учетом этнокультурной составляющей, проводится районный конкурс «Педагог года», где имеется номинация «Учитель родного языка».
Изучение учащимися школ родных языков коренных народов Севера подкрепляется освоением традиционных промыслов на учебно-промысловых базах образовательных учреждений: охотоведение, рыболовство (Охтеурье, Варьеган, Аган). Дополнительное образование детей представлено 23 кружками этнонаправленности, в которых занимается 279 детей.
В целях сохранения родного языка, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера в районе реализуются этнопрограммы, направленные на формирование интереса к углубленному изучению культурного и природного наследия родного края, приобщение к традиционным промыслам и ремеслам (лагерь палаточного типа «Аганские зори», лагерь палаточного типа «Дружба», этно-лагерь с дневным пребыванием детей «Сорнинай»). В районном детском лагере «Лесная сказка» в летний период реализуется программа «Компас лета – 2016», которая включает в себя тематическую этносмену «Увидеть Югру – влюбиться в Россию».
В целях сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера на территории района определены две муниципальные инновационные площадки:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аганская общеобразовательная средняя школа» - тема проекта «Создание мультимедийного (электронного) учебного пособия «Материальная культура народов ханты и манси». В рамках данного проекта по предмету «Культура народов Севера» изданы в 2014 году методическое пособие для учителей 5 классов «Культура обско-угорских народов», рабочая тетрадь для учащихся 5 классов «Культура обско-угорских народов» (Автор Минеева Лариса Александровна, учитель культуры народов Севера МБОУ «Аганская ОСШ»);
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Варьеганская общеобразовательная средняя школа» - тема проекта «Общеобразовательное учреждение с этнокультурной составляющей – центр формирования социально-трудовых компетенций обучающихся».
В целях пополнения учебно-методического комплекса по сохранению культуры народов Севера, учителя родного языка района разрабатывают учебники и пособия.
В разные годы было издано 26 пособий для учащихся и учителей, из них: учебники, разговорники, пособия – 7; словари – 6; азбуки, буквари – 8; дидактический материал – 5. Изданы учебные пособия для детей, не владеющих ненецким языком «Занимательная грамматика ненецкого языка (лесной диалект) -1, 2, 3, 4, 5 классы (авторы Гизатуллина Фаина Алексеевна, учитель родного языка МБОУ «Варьеганская ОСШ, Шиянова А.А. БУ ХМАО – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»).
Разработаны для издания пособия «Материальная культура народов ханты и манси» для учащихся 6 и 7 классов, но не изданы.
Воспитательная работа в школах строится на основе народного календаря (традиционные праздники).
В рамках декады коренных народов Севера в образовательных учреждениях района проводятся различные мероприятия, посвященные дню образования Ханты-Мансийского автономного округа − Югры (выставки, викторины «С юбилеем, родная Югра!», конкурсы рисунков «Тебе, наш округ, посвящаем…», сочинений «Мне выпало счастье родиться в Югре», чтецов ««Моя Родина – Моя Югра», встречи со старожилами, почетными жителями района, спортивные соревнования "Игры народа ханты", интерактивная игра «Загадки народов Севера», инсценировки хантыйских народных сказок, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, единый классный час «Моя малая родина Югра»).
В целях содействия в реализации проекта общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Спасение Югры» в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (с. Корлики, с. Ларьяк, п. Аган, с. Охтеурье, д. Чехломей, с. Варьеган, д. Сосновый Бор) обеспечен доступ к сети интернет в 17 Центрах общественного доступа и 2 точках общественного доступа. Ежемесячно на базе Центра общественного доступа Центральной районной библиотеки специалистом юридического отдела администрации района проводятся бесплатные юридические консультации. Востребованными также остаются регулярные курсы компьютерной грамотности по программам «Электронный гражданин» и «Эффективное использование сервисов электронного правительства».